Утро на радио - самое важное время. Какое утро - такой и день.
А чем, собственно, утренний эфир отличается от дневного, или вечернего,
или ночного? Каковы его особенности, его компоненты?
Блок утреннего вещания начинается обычно в 6.00 (на некоторых радиостанциях
в 7.00) и длится до 9.00 или даже до 10.00. Особенности утреннего эфира
заключаются в том, что он должен отражать жизненный ритм человека, который
просыпается под звуки любимой радиостанции, потом совершает свой утренний
туалет (в это время он радио, скорее всего, не слушает), в идеале делает
зарядку (под музыку), принимает душ (в тишине), одевается (под музыку)
и т.д. Короче говоря, он слушает радио фоном, и в "рваном"
режиме. Чуть более внимателен он за завтраком, если не смотрит телевизор.
Средний промежуток времени, когда человек способен улавливать какую-либо
информацию - 15-20 минут за утро, причем короткими порциями "за
один присест". Это и есть главная особенность утреннего эфира.
Теперь чуть подробнее.
Проснувшись на рассвете, человек более беззащитен перед окружающей средой,
чем, скажем, днем. Его психика плохо воспринимает все новое, необычное,
резкое, раздражающее. В то же время она легко принимает знакомое, негромкое,
но одновременно энергичное. Кроме этого быстрой смене утренних занятий
человека должна соответствовать и быстрая смена музыкальных планов.
Из этого вытекает особенность №1: музыкальная подборка должна исключать
стилевые крайности (хард-рок, рэп, дискотечный дэнс с излишне жестким
ритмом и т.д.), музыка должна быть знакомой (только хиты), не должно
быть совсем новых песен (раздражают, заставляют прислушиваться, когда
надо собираться), композиции должны быть энергичными (энергетика в подавляющем
большинстве случаев не меньше 4-х по пятибалльной системе) и достаточно
короткими (от 2-х с половиной до 3-х с половиной минут, но в любом случае
не более 4-х). В то же время иногда допускаются и медленные лиричные
композиции, но только из "горячей" ротации (слушатели их обычно
очень любят и могут слушать в любое время, кроме того их очень мало).
Особенность №2: именно "рваный" ритм прослушивания радио утром
определяет правила ротации музыкального материала. Только утром они
являются наиболее гибкими и либеральными. В качестве примера возьмем
хотя бы частоту звучания песен одного и того же исполнителя. Если эта
величина днем в среднем приближается к 1 часу 30 минутам, то утром она
вполне может сократиться до 40 и даже 35 минут. Давайте посмотрим: если,
скажем, Бритни Спирс звучит у нас в 7.10, то вероятность того, что услышавший
ее человек досидит у радио до 7.50 очень мала, даже если он едет именно
в это время на работу на машине.
Правильная подборка и компановка утреннего музыкального материала не
требует и жестких рамок для художественных правил музыкального программирования.
Речь в первую очередь идет о темпе, текстуре (плотности музыкальной
ткани произведения), стилистике композиций (см. особенность №1), потому
что у утренней фонотеки нет крайностей и она хорошо подобрана.
Теперь поговорим об особенности №3: информационных выпусках и рекламных
окнах.
Информацию утром можно размещать даже два раза в час: в самом начале
часа (выпуск до 3-х минут 30 секунд вместе с джинглами) и на 30-й минуте
(выпуск до 1 минуты 30 секунд). Первый блок новостей должен быть очень
оперативным, не "грузить" (криминал лучше не давать), никаких
комментариев, только сухие факты. Второй блок - новости одной строкой:
краткое динамичное перечисление самых "горячих" последних
событий. При желании на 30-й минуте часа вместо новостей можно давать
специальные рубрики на ваш выбор. Главное, чтобы они отвечали поставленным
задачам (см. особенность №4).
Два слова о рекламе. Если рекламных окон три в час, они могут быть расположены,
скажем, на 15-й (20-й), 35-й и 45-й (50-й) минутах. Вариант с 15-й,
35-й и 50-й минутами с учетом трех минутного выпуска новостей в начале
часа и полутора минутного в середине мне кажется самым предпочтительным,
хотя, конечно, дело вкуса и местных особенностей.
Несмотря на то, что уровень продаж рекламного пространства в утренние
часы достаточно высок, делать рекламные окна больше 2-х с половиной
минут не имеет смысла: реклама, как известно, раздражает, особенно утром,
и в случае ее переизбытка мы начнем терять утренних слушателей, потому
что конкуренты тоже делают утреннее шоу. Лучше коммерческой службе чуть
увеличить на это время расценки, чем зарабатывать количеством.
Особенность №4: ведение утренних музыкальных программ. Это самая главная
особенность. Утреннее шоу - это в первую очередь личность ведущих. Сегодня
- это люди, которые не прочь повалять дурака, обладающие чувством юмора,
способные принимать решение с ходу и умеющие завести своих слушателей.
Должен ли ведущий владеть местным колоритом, чтобы стать звездой утреннего
эфира или все сводится к силе личности? Если продукт сделан качественно
и заставляет слушателей смеяться, если им нравится музыка, нравится
то, что они слышат, их вряд ли будет заботить местный колорит, тем более
с учетом того, что в России работает много московских сетевых станций.
В то же время, если речь идет о региональных и локальных радиостанциях,
прогноз погоды, ситуация на дорогах, местная информация играет далеко
не последнюю роль. Сюда же можно отнести новости о местной культурной
и социальной жизни, которые "у всех на слуху", музыкальную
информацию о хитах, текущих тенденциях и музыкальных сплетнях. Не следует
забывать и о рекламе интересных передач на вашем радио и предстоящих
рекламных мероприятиях, запланированных на этот день.
Аудитория с энтузиазмом откликается на диалоги и беседы ведущих со слушателями
по телефону, особенно когда в эфире звучат остроумные реплики или добродушные
дружеские розыгрыши.
Скорость подачи материала в утреннем шоу важна как ни в каком другом.
При этом на переднем плане должен быть поток сиюминутной информации,
например, о погоде, о времени и т.д.
Кроме спонтанных и необычных элементов в ведении утреннего шоу есть
особенность №5: специальные рубрики - поздравления именинников, гороскопы,
советы домохозяйкам, краткие обзоры прессы, анекдоты и т.д.
Вы можете задать вполне резонный вопрос: "А куда же вставлять все
эти "речевые упражнения" ведущих, если есть новости, реклама,
и песен - 12 штук в час?"
Во-первых, говорить какие-то вещи можно и на вступлениях песен, при
необходимости чуть-чуть залезая на хвосты предыдущих (хотя это и не
очень желательно).
Во-вторых, если вы делаете настоящее утреннее шоу с большим количеством
разговорных элементов, число песен можно и сократить. Главное - не потерять
динамику.
Ниже привожу примерную утреннюю часовую сетку, скажем, с 7.00 до 8.00
со "всеми потрохами" - джинглами, отбивками и т.д. Время звучание
песен дано ориентировочно из расчета в среднем 3 - 4 минуты.
7.00 Часовой джингл (объявляется время),
7.00.15 Далее:
- Входной джингл новостей и музыкальная "подкладка" под новости,
- Ди-джей представляет ведущего новостей,
- Ведущий здоровается и читает новости на "подкладке" (между
блоками новостей, скажем, международных и национальных ставится "запятая"),
- После последней запятой обычно идет курс доллара и погода,
- Рекламный ролик спонсора новостей (если есть),
- Выходной джингл.
7.04 Песня, типичная для радиостанции, ее лицо или по-английски opener.
7.07.30 Песня с вступлением около 20 сек. Ведущий представляется, если
есть возможность может сказать пару слов о погоде за окном, пошутить.
7.10.30 Короткая отбивка и на "подкладке" минутная рубрика,
скажем, "Что лучше приготовить на завтрак", короткая отбивка.
7.11.30 Песня. На конце песни ведущий предлагает прерваться, чтобы буквально
через мгновение прослушать лучшую песню всех времен и народов (называет
песню, которая должна выходить после рекламного блока).
7.15 Джингл начала рекламного блока, далее реклама и джингл выхода из
рекламного блока.
7.18 Песня (opener).
7.21 Джингл с "подкладкой". На подкладке - Интерактивная игра
со слушателями (можно розыгрыш и т.д.), выходной джигкл (свипер),
7.23 Песня.
7.26.30 Песня. На вступлении ведущий говорит (краткая местная новость,
погода, какое-либо пожелание, музыкальная информация и т.д.)
7.30 Новостной джингл с подкладкой. Ди-джей очень коротко представляет
ведущего новостей. Тот читает новости одной строкой. Выходной джингл.
7.31.30 Песня. На конце песни ведущий предлагает прерваться, чтобы через
мгновение вновь вернуться к музыкальной программе (называет песню, которая
должна выходить после рекламного блока).
7.35 Джингл начала рекламного блока, далее реклама и джингл выхода из
рекламного блока.
7.37 Песня (opener).
7.40 Джингл и музыкальная "подкладка". Ведущий представляет
рубриканта. Идет рубрика, допустим, "В мире интересных фактов"
или "Контакты с инопланетянами", короче, все, что угодно.
После - выходной джингл (свипер).
7.42 Песня.
7.46 Джингл, за ним песня. На конце песни ведущий предлагает прерваться,
чтобы вскоре вернуться к музыкальной программе (очень кратко, но как
можно дороже "продает" песню, которая должна выходить после
рекламного блока).
7.50 Джингл начала рекламного блока, далее реклама и джингл выхода из
рекламного блока.
7.52.30 Песня (opener).
7.55 Джингл, музыкальная "подкладка", на ней - звонок имениннику
(поздравление с днем рождения), джингл (свипер).
7.57 Песня по заказу именинника.
7.59.45 На хвосте песни ведущий говорит примерно следующий текст: "Мы
заканчиваем этот час и переходим к следующему. Лоцман по волнам эфира
"Радио "Тра-ля-ля" - Вася Васильев".
8.00 Часовой джингл и т.д.
Несколько комментариев:
Естественно, приведенная выше схема одного утреннего часа достаточно
условна.
При этом, как вы, наверное, заметили, мы все же вместили 12 песен.
Рубрики внутри часа раздвинуты на 30 минут (выходят на 10-й и 40-й минутах).
Со звонками слушателям (игра и звонок имениннику на 21-й и 55-й) мы
сделали то же самое.
Кое-где, например, между 42-й и 50-й минутами можно уместить не две,
а три более коротких песни, при этом между первой и второй можно поставить
джингл, чтобы включившийся даже на три минуты слушатель знал, на какой
волне он находится.
Несколько рекомендаций:
С учетом короткого времени прослушивания утром, некоторые рубрики можно
переносить из часа в час. Скажем, рубрику, которая звучала между 6-ю
и 7-ю часами, повторить между 8-ю и 9-ю.
Утренний эфир можно вести вдвоем.
Ведущие все свои "разговоры" должны писать на бумаге и зачитывать
(естественно, кроме диалогов со слушателями), чтобы в текстах не было
пауз и косноязычия, создающих неприятное впечатление и ломающих динамику
и ритм эфира.
Вся утренняя программа должна быть только позитивной. Следует избегать
любой негативной информации (в редчайшем случае допустимы некоторые
негативные официальные сообщения в новостях).
Вполне допустимо вставлять любую информацию, способную заинтересовать
самого широкого слушателя: сделать обзор прессы, рассказать о последних
фильмах, появившихся в кинотеатрах города, пригласить в студию гостя,
короче, все, что угодно. Главное, чтобы было весело, динамично, привлекательно.